Главная > Аналитика > АЛЕКСАНДР ПРУДНИКОВ, ABB — ОБ ЭЛЕКТРОБУСАХ, БЕЗОПАСНОСТИ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ И BIM-МОДЕЛИРОВАНИИ БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аналитика

АЛЕКСАНДР ПРУДНИКОВ, ABB — ОБ ЭЛЕКТРОБУСАХ, БЕЗОПАСНОСТИ ЗАРЯДНЫХ СТАНЦИЙ И BIM-МОДЕЛИРОВАНИИ БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА

IoT, BIM, электромобили, роботы из области научных фантазий перешли в реальные тренды развития промышленности по всему миру. Мировые технологические лидеры переходят на цифровые рельсы и верят в постулаты Четвертой промышленной революции. Среди них — компания ABB, которая из электроэнергетического гиганта превращается в разработчика цифровых решений для промышленности и инфраструктуры, робототехники, электротранспорта. «Хайтек» поговорил с руководителем подразделения «Электрооборудование» компании ABB в России Александром Прудниковым и узнал о том, какие технологии сделают наше завтра цифровым и эффективным.

Александр Прудников — окончил МЭИ с отличием. Свою карьеру начал сразу в компании ABB, в 2003 году он пришел в подразделение «Электрооборудование». За 11 лет Прудников прошел путь от инженера по продукту до операционного директора. С 2014 года Александр возглавляет подразделение «Электрооборудование» ABB в России.

АBB — шведско-швейцарская корпорация, специализирующаяся в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий. Офисы концерна представлены в более чем 100 странах мира, в том числе в швейцарском Цюрихе. ABB (ABBN: SIX Swiss Ex) — технологический лидер с портфелем комплексных решений для цифровых отраслей. В состав ABB входят четыре клиентоориентированных подразделения — «Электрооборудование», «Промышленная автоматизация», «Электропривод» и «Робототехника и дискретная автоматизация», все они объединены общей цифровой платформой ABB Ability™.


Зарядка для космического корабля и личного автомобиля

— Нефть дешевеет, а затраты не только на инфраструктуру, но и на создание производства электротранспорта очень высокие, так в чем же смысл электромобилизации в России?

— На начальных этапах внедрений большинства инновационных технологий всегда были и будут сомнения в целесообразности. Зачем нам что-то новое, если уже есть старое простое и понятное, пусть и не лишенное недостатков? Так, руководство компании Kodak когда-то не поверило в цифровую фотографию, а в компании Apple, наоборот, поняли важность графического интерфейса пользователя. И мы все помним, как развивались истории этих компаний.

Электротранспорт — это новый уровень комфорта как для человека, так и для окружающего мира, и это дешево — простое ТО, минимум подвижных деталей и небольшие затраты на топливо. Электротранспорт — это другое мировоззрение: он позволяет вместо использования топлива с не самым приятным ароматом и не самым экологичным способом производства просто поставить автомобиль на зарядку и через 10–15 минут быть в пути, не выбрасывая в атмосферу выхлопные газы. Это дает совершенно другие ощущения от поездки и собственного образа жизни. Автолюбителям, привыкшим к реву мотора, порой сложно в это поверить. Но я советую им просто сходить на тест-драйв в автосалон.

Нынешний уровень технологий и готовности общества пока ограничивает повсеместное использование электромобиля, сейчас он используется в первую очередь как внутригородской транспорт. Кроме того, затраты на зарядную инфраструктуру в бюджетах коммерческого строительства составляют пока доли процента, и, к сожалению, еще не существует единого федерального закона, который бы регламентировал оснащение зарядными станциями бизнес- и торговых центров.

Мы готовы уже сейчас заряжать космические корабли, существующая технология потенциально позволяет создавать зарядные системы до 1,5 МВт на постоянном токе, но, к сожалению, пока таких запросов не было.

— Если не учитывать государственные дотации, сами по себе электробусы могут когда-нибудь окупиться в РФ?

— При массовом внедрении электробусы дешевле в эксплуатации и оказывают положительное влияние на энергосистему, сглаживая ночной провал потребления. Если брать интегральную оценку всех положительных эффектов электротранспорта, срок окупаемости составит 5–10 лет. Кроме того, представьте, сколько стоит лечение тысяч людей от астмы или реализация программ борьбы с загрязненным воздухом, как в Китае. Электробусы делают городскую среду комфортнее и чище, поэтому вопрос даже не всегда в деньгах.

— Вы производите станции, которые могут зарядить машину на 200 км пути за 8 минут. Какая же там мощность в таком случае — 300–400 кВт с напряжением около 800 В? Есть ли сейчас автомобили, способные «переварить» такую мощность?

— Максимальные параметры работы станции Terra HP — 350 кВт, 500 А, 920 В постоянного тока. Опережающие технологии для электротранспорта — фокус нашей компании. В нашем подходе есть серьезное рациональное звено, ведь такие станции не придется менять через пять лет с выходом новых типов электротранспорта. Уже сейчас наши системы обеспечивают возможность зарядки электротранспорта с бортовыми системами повышенной мощности (100–350 кВт) — электробусов, электрогрузовиков и электромобилей.

Электробус — яркий пример сотрудничества разных компаний, производителей автотранспорта и передовых зарядных систем, в области инжиниринга. Зарядные системы ABB уже находят достойное применение при разработке новых моделей коммерческого электротранспорта в России: в этом году мы заключили стратегически важное соглашение с крупнейшим российским производителем грузового транспорта. Синергия двух инжиниринговых компаний позволяет реализовывать самые сложные с технической точки зрения комплексные проекты по организации зарядной инфраструктуры и коммерческих электротранспортных перевозок в городах нашей страны и за ее пределами.

Пока не существует единого комплексного стандарта совместимости зарядных систем и коммерческого электротранспорта, но ABB активно участвует в его разработке, и мы готовы применять уже накопленный опыт, в том числе и в партнерских проектах с производителями транспортных средств. Мы умеем заряжать всё, что двигается, включая самолеты, яхты и болиды ABB Formula E.

— Конечно, все уверены, что популярность и рост электромобилей будет расти экспоненциально, и в скором времени зарядные устройства Terra High Power будут стоять в каждом гараже… но насколько они безопасны? Если не ошибаюсь, аналогичные по мощности зарядные станции от Electrify America/Volkswagen в США пришлось закрыть именно по этой причине?

— Данные станции применяются только на специализированных пунктах зарядки электротранспорта. Станция оснащена примерно 25 основными системами безопасности. Ее ключевая особенность — блокировка зарядных разъемов и подача напряжения только тогда, когда пройдены все тесты на безопасность со стороны электромобиля и станции. В Европе уже работает целая сеть станций такого типа, и отзывы от пользователей самые положительные. Вопрос с временной приостановкой работы зарядных станций на период проведения технической экспертизы свидетельствуют только о высокой ответственности производителей и владельцев зарядных станций. Инцидент был связан с одним конкретным тестовым экземпляром системы жидкостного охлаждения и не был серийным дефектом.

Моделирования без человека не будет

— Представим, что мы уволили всех проектировщиков за ненадобностью. Когда можно будет сделать следующий шаг — уволить всех строителей? Когда промышленные роботы от ABB начнут самостоятельно строить здания и насколько рынок готов к таким решениям?

— Пока проектировщиков еще не уволили, да и успехи в BIM-моделировании не позволяют нам утверждать, что в ближайшее время это случится. Просто проектировщики за счет этого выйдут на новый уровень, проектирование станет точнее и будет предсказывать те недоступные современным системам вещи — сейсмоустойчивость конструкции или поведение зданий при стихийных бедствиях. BIM-модель позволяет фактически проводить виртуальные эксперименты, которые невозможны или опасны в реальных условиях, вплоть до падения самолета на крышу дома или взрыва. В реальной жизни понять, как поведет себя здание, невозможно. BIM переводит модель на новую ступень точности и контроля. Но человек пока из проектирования не уходит, всё равно он остается творцом, потому что система BIM-моделирования — это еще не искусственный интеллект.

BIM-модель — информационная модель (или моделирование) зданий и сооружений. Такой подход к возведению, оснащению, эксплуатации и ремонту, а также сносу здания предполагает сбор и комплексную обработку в процессе проектирования всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании со всеми ее взаимосвязями и зависимостями, когда здание и всё, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект.

В строительстве, скорее всего, мы не увидим роботов АВВ на стройке, зато увидим технологии 3D-печати. Компания АВВ вкладывается в развитие этих технологий благодаря партнерству с Dassault Systèmes. Возможно, скоро 3D-принтеры будут печатать дом по моделям. Это, на мой взгляд, более реалистичная картина.

В принципе, рынок строительства пока не готов к масштабному внедрению революционных технологий. Я думаю, мы не увидим в ближайшие десять лет потрясающего прорыва. Да, уже используются уникальные технологии, например, GPS-позиционирование для возведения мостов или небоскребов. В обычном же типовом технологическом строительстве вряд ли что-то быстро поменяется.

IoT как инвестиции для выгоды

— Внедрение промышленного интернета вещей и ИИ в промышленности сравнивают с Четвертой промышленной революцией. Что сегодня мешает этим процессам в строительстве или других областях?

— АВВ ведет активную деятельность в Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ), где мы общаемся с представителями разных компаний: интеграторов, разработчиков платформ, промышленников, международных вендоров. Мы видим, что IoT сегодня дает максимально большой и серьезный эффект в сельском хозяйстве, во вторую очередь, в непрерывных технологиях, где цифровые технологии уже давно применяются: нефтедобыча и нефтепереработка, металлургия. Строительство в этом перечне отраслей будет последним, на мой взгляд. IoT еще может использоваться в качестве инженерных систем — умного дома или города, но в процессе строительства самого здания, инженерных сооружений это второстепенно. Эффекты не так заметны, как в других отраслях.

Мешает, конечно, отсутствие нормативной базы: стандарты и нормативы применения IoT-технологий только начинают разрабатываться. Мешает недостаток квалифицированных кадров. Вузы не перестраиваются, они готовят классических инженеров, а рынку нужен инженер-айтишник, человек, понимающий в системах связи, протоколах и радиочастотной передачи сигналов. Он должен понимать структуру платформ, облачные технологии, технологии искусственного интеллекта, виртуальной реальности. Классический инженер с хорошей базой по энергетике, металлургии или проектированию зданий оторван от нового вида цифровых технологий и не способен быстро адаптироваться к современным условиям. Вузы понимают это, но они зажаты образовательными стандартами, которые никто пока менять не собирается.

И, наконец, третье — общий низкий уровень грамотности руководства, которое не понимает перспектив внедрения цифровых технологий, не может соотнести уровень цифровизации своего производства с увеличением прибыльности предприятия и экономией ресурсов. Для этого нужна просветительская деятельность. Кстати, АИВ сделала курс лекций с брошюрами на своем сайте. Это большой шаг в просветительской работе, особенно для региональных компаний и чиновников, которые должны поддерживать цифровые проекты.

С другой стороны, крупные игроки уже осваивают цифровые решения, обучают персонал — это «Роснефть», «Газпромнефть», Россети и Росатом. У них есть возможность вкладывать в это деньги, создавать какие-то точки роста в этом направлении. Среднего размера компании, к сожалению, еще придерживаются тезиса «цифровизация — это дополнительные инвестиции непонятно во что».

— Что можете сказать о перспективах IoT?

— Все прогнозы говорят, хотим мы того или нет, что рынок IoT будет развиваться очень бурно. Объемы растут колоссальными скоростями, и эти технологии действительно делают производство более эффективным, надежным и, в конце концов, прибыльным. И если не направить все усилия на внедрение этих технологий, мы не сможем выйти в экономические и технологические лидеры. И хорошо, что правительство активно занимается этими вопросами. Есть гранты Минкомсвязи, Минпромторга, которые поддерживают лидеров цифровой экономики, разработаны дорожные карты по каждой из критических технологий: и по IoT, и по системам связи 5G, и по искусственному интеллекту, виртуальной реальности. Насколько я знаю, семь дорожных карт уже приняты на уровне АНО «Цифровая экономика», что дает перспективы на правильное движение в этом направлении. Очень хорошо, что привлекаются к этой работе такие эксперты, как АИВ, международные компании, как АВВ. Мы с удовольствием делимся нашей экспертной оценкой, участвуем в этих заседаниях, группах, даем рекомендации. Нас слышат — это очень важно.

Источник: https://hightech.fm

Лента новостей

ТЭК России 19.11.2019

Сообщество потребителей энергии подвергло критике Энергостратегию-2035

Новости Ассоциации 19.11.2019

Челябинский компрессорный завод возобновил работу после пожара

В мире 19.11.2019

Газопровод-конкурент «Турецкого потока» запустят 30 ноября

ТЭК России 19.11.2019

«Солнечная» нейросеть поможет фермерам

ТЭК России 19.11.2019

Эксперты обсудят перспективные направления взаимодействия проектных организаций с производителями

ТЭК России 19.11.2019

Росатом внес в правительство доработанный план развития Северного морского пути

ТЭК России 19.11.2019

Минэнерго оценивает затраты на модернизацию энергетики до 2024 года в 250 млрд рублей

В мире 18.11.2019

Ученые создали материал, самостоятельно генерирующий электрический ток

В мире 18.11.2019

Основатель немецкой компании решил инвестировать в энергетику Крыма

ТЭК России 18.11.2019

В России создадут проект энергоблока для атомной энергетики будущего

В мире 18.11.2019

Путин: Нужно сохранить баланс на энергорынках, стабильность — благо для мировой экономики

ТЭК России 18.11.2019

Минпромторг: Недолив топлива на АЗС превышает норму в 2-3 раза