К такому выводу пришли аналитики компании VYGON Consulting, подчеркивая, что на национальном рынке не сформировались технологические лидеры, а государство не определилось с собственной стратегией в этом направлении.
Оборот мирового рынка накопителей в 2019 году вплотную приблизился к $100 млрд. При этом на промышленные системы накопления энергии, используемые в энергетике, приходится лишь $17 млрд. Основным драйвером внедрения накопителей в электроэнергетике стал рост погодозависимой ветро- и солнечной выработки (этой цели служат более 80% заявленных мощностей). Поддержка рынка литий-ионных аккумуляторов реализуется, прежде всего, через стимулирование продаж электромобилей.
Мировой объем субсидий этого сектора составляет $9 млрд. в год, а для покрытия спроса мощности по производству аккумуляторов за последние три года выросли вдвое. Это позволяет литий-ионной технологии хранения энергии демонстрировать одни из самых высоких темпов снижения цены за счет кривой обучения и эффекта масштаба — каждые 10% прироста выпуска дают снижение цены на 7%. Консенсус-прогноз указывает на снижение цены с сегодняшних $180-200 до $100 за 1 кВтч к 2025 году.
Спрос на внутреннем рынке накопителей для электротранспорта и энергетики в РФ в течение пяти лет вырастет, по меньшей мере, в 30 раз, но будет составлять от 2,6 (в текущих регуляторных условиях) до 6,4 ГВтч/год (в сценарии умеренной государственной поддержки). Данный объем не сможет служить достаточной базой для развития сектора, так как не превышает выпуск одной средней «гигафабрики» литий-ионных аккумуляторов.
Именно небольшой потенциал внутреннего рынка обессмысливает запуск специального ДПМ для накопителей энергии, считают эксперты VYGON Consulting. Господдержка должна содействовать выходу российских игроков на зарубежные субсидируемые рынки электромобилей и энергонакопителей в качестве поставщиков оборудования и услуг.
Для этого необходимо стимулировать трансферт технологий и НИОКР в сфере электрохимических накопителей, в том числе с участием корпоративных венчурных фондов крупнейших российских компаний ТЭК, машиностроения и металлургии. Эффективным методом поддержки может стать и поощрение продаж электромобилей с высокой степенью локализации производства (до 100% отечественных технологий в ключевых компонентах – таких, как приводы, батарея, системы управления батареей (BMS), климатические системы).
Развитие внутренних высокотехнологичных производств можно стимулировать за счет сбалансированной системы импортных пошлин для продукции с высокой добавленной стоимостью (электромобили и аккумуляторные батареи) и экспортных пошлин для продукции низких переделов (редкоземельные металлы, алюминий, никель, кобальт, литий, ванадий, графит и прекурсоры для аккумуляторов), считают аналитики VYGON Consulting.