Главная > Аналитика > РАВНЕНИЕ НА НЕФТЬ

Аналитика

Thu 21.05.2020 в 17:35

РАВНЕНИЕ НА НЕФТЬ

Весной 2020 года основной темой было резкое падение цен на нефть, а вот проблемы газового рынка несколько отошли на второй план. Однако ситуация в этом сегменте мировой энергетики развивалась не менее, а, может быть, даже более драматичным образом. Например, на рынке ЕС сокращение спроса на газ было обусловлено не только коронавирусом, но и теплой зимой, а также переполнением в 2019 подземных хранилищ газа, которое произошло из-за неопределенности ситуации с будущим украинского транзита. Но это еще не все напасти. В ближайшее время к ним может присоединиться «ценовая война» наподобие той, которая была объявлена Саудовской Аравией на нефтяном рынке в марте текущего года. На сей раз возмутителем спокойствия грозится стать Катар.

О намерение Дохи отстаивать свои экспортные возможности сообщил Bloomberg. По данным агентства, пандемия нанесла новый удар по спросу, что поставило королевство в очень тяжелое положение. Страна несет огромные убытки и вскоре окажется перед сложным выбором: сократить производство или же развязать «ценовую войну», предложив потребителям большие скидки. В противном случае Катар из-за сравнительно высоких цен на свое топливо лишится доли рынка и уступит лидерство Австралии.

После распространения данной информации вновь поднят на обсуждение вопрос создания некоей контролирующей рынок газа структуры наподобие ОПЕК+, с помощью которой можно было бы бороться с «ценовыми войнами».

Напомним, что ранее такими полномочиями хотели наделить Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ).

Впрочем, разговоры о «газовом ОПЕК» велись давно, но были безрезультатны. Вместе с тем, уже сейчас стоимость «голубого топлива» находится на минимальных с 1999 года значениях, а в случае еще и агрессивного демпинга цены и вовсе может уйти в отрицательные значения. Возможно, именно неблагоприятная экономическая конъюнктура и поможет объединить усилия газовых экспортеров в борьбе за стабилизацию рынка или хотя бы приблизить их к пониманию того, что дикий капитализм должен уступить место какой-то форме соглашения.

Стоит отметить, прошедшие несколько дней принесли России еще несколько не слишком приятных событий, касающихся газового рынка.

Они затронули газотранспортные системы, экспортирующие российский газ в ЕС. В частности, Польша не продлила контракт на транзит российского газа через польскую часть газопровода «Ямал-Европа». Кроме того, Федеральное сетевое агентство Германии отклонило обращение компании Nord Stream 2 AG за разрешением на освобождение нового газопровода от действия положений Газовой директивы ЕС на территории страны. Это было сделано на том основании, что газопровод «Северный поток-2» не был полностью достроен до 23 мая 2019 года. Теперь для данного газопровода в прибрежных водах Германии будут действовать нормы ЕС, согласно которым на территории ФРГ поставщик газа и оператор газопровода не должны быть одним и тем же юридическим лицом. По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, который прокомментировал данный шаг немецкого регулятора, проект «Северный поток-2» будет достроен, однако созданные вокруг него сложности могут привести к подорожанию газа для жителей Европы.

Впрочем, в последние дни произошло и одно положительное событие, касающееся развития новых газотранспортных проектов России. «Газпром» начал проектно-изыскательские работы по газопроводу «Сила Сибири-2», который может стать основой экспортного канала через Монголию в Китай мощностью до 50 млрд кубометров газа, при этом газ Ямала будет поставляться и в Европу, и в Азию.

О том как будет развиваться ситуация на мировом рынке газа, а также каковы перспективы российских газотранспортных проектов «НиК» поговорил с заместителем директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексеем Белогорьевым.

По мнению эксперта, «ценовые войны» в условиях столь низкой ценовой конъюнктуры затруднительны. Да и на газовом рынке в целом невелика роль конкуренции цен. В основном наблюдается конкуренция издержек, и здесь у Катара, как и у России (в части трубопроводных поставок и сахалинского СПГ), крепкие позиции:

«Непонятно, зачем Катару нужны агрессивные действия на рынке, тем более, что их основной целью может быть американский СПГ, а США в последние годы крайне нервозно реагируют на конкуренцию со своим газом.

Это может повлечь ненужное Катару обострение отношений с администрацией Дональда Трампа», — заметил эксперт.

Он напомнил, что ОПЕК — явление уникальное и неповторимое ни на одном другом рынке: «То, чем занимается эта организация, по букве закона преследовать невозможно (или, во всяком случае, сложно), но по духу это противоречит базовым антимонопольным принципам. Так сложилось исторически, и на это все страны закрывают глаза. У ФСЭГ есть перспективы развития в сторону большей координации экспорта (не добычи), но это небыстрый и непростой путь. И кроме того, речь идет о совсем иных механизмах по сравнению с ОПЕК или даже ОПЕК+», — заявил Белогорьев.

Касаясь ситуации с транзитным контрактом с польской компанией, эксперт напомнил: «То, что „Газпром экспорт“ и Gaz-System не планируют продлевать транзитный контракт, было известно давно. Никакой неожиданности в этом нет. В сущности, действовавший контракт давно уже стал анахронизмом: принципы контрактования и тарифообразования в ЕС давно принципиально изменились. Для „Газпрома“ новые правила игры вполне комфортны. Кроме того, в случае если „Северный поток-2“ будет достроен и использован на полную мощность, то с учетом частичного сохранения украинского транзита „крайним“ или „резервным“ оказывается именно польский маршрут: при недостаточном спросе поставки по нему будут сокращаться в первую очередь. Что мы уже и наблюдаем в 2020 г.», — рассказал Белогорьев.

По его словам, предсказуема была ситуация и с решением немецкого регулятора по «Северному потоку-2»: «Вариант, при котором Федеральное сетевое агентство Германии выдало бы исключение для „Северного потока-2“ из норм Третьей газовой директивы с учетом принятых год назад поправок, был изначально непроходным. Я сомневаюсь, что в „Газпроме“ всерьез рассматривали его как базовый сценарий.

Поправки были плодом сложного политического компромисса между Германией и Францией (как основных бенефициаров проекта) и другими странами ЕС и Еврокомиссией. Этот компромисс достигался, а потом утверждался в невероятной спешке не для того, чтобы Германия его игнорировала.

Для правительства Ангелы Меркель это был бы громкий политический скандал, совершенно неуместный в условиях экономического шока, Brexit и углубляющегося кризиса Христианско-демократического союза», — пояснил Белогорьев.

Он напомнил, что отсутствие исключения никак не влияет на завершение строительства газопровода (там есть проблемы, но другой природы): «Что касается эксплуатации, то это вопрос диалога с немецким регулятором: не до конца понятно, в каком виде эти поправки должны быть реализованы на практике. В любом случае при условии политической гибкости у „Газпрома“ есть разные правовые возможности использовать свободные мощности „Северного потока-2“. Трагедии во всем этом нет, есть ряд технических сложностей», — указал эксперт.

Что же касается начала проектно-изыскательских работ по газопроводу «Сила Сибири-2», Белогорьев отметил, что речь идет о принципиально ином проекте, чем газопровод «Алтай», общие между ними только основная ресурсная база в ЯНАО и северная часть маршрута до КС «Володино»: «Новая концепция „Силы Сибири-2“ выглядит лучше прежней по трем причинам. Во-первых, „вход“ в Китай осуществляется в относительной близости от густонаселенных районов и основных центров газопотребления, в т. ч. от Пекина.

Это делает проект существенно более привлекательным для CNPC, поскольку ей не придется тянуть новый газопровод через всю страну и закладывать в цену реализации огромные и неотменяемые затраты на внутреннюю транспортировку (около $3 за млн БТЕ).

Во-вторых, он намного перспективнее с инфраструктурной точки зрения: потенциально он может решить проблему газоснабжения юга Красноярского края, создать инфраструктуру для утилизации части восточносибирского ПНГ, стать дополнительным источником поставок для „Силы Сибири-1“ (учитывая не беспроблемное развитие Чаянды) и заодно исполнить давний замысел расширить ЕСГ на восток. В-третьих, из-под удара выводятся экологически чувствительные заповедные территории Республики Алтай (на мой взгляд, это была не второстепенная проблема проекта „Алтай“)», — указал эксперт.

Однако к минусам он отнес тот факт, что проект, вероятно, окажется в 1,5-2 раза дороже изначального маршрута (речь идет, по-видимому, не менее чем о $17-18 млрд). К этому следует добавить также инвестиции в развитие ресурсной базы: к моменту, когда может быть запущен газопровод (ближе к 2030 г.), свободных добычных мощностей для него, скорее всего, не будет: «Хотя газопровод, вероятно, частично ориентирован на внутренний рынок и Монголию, все-таки основная его цель — экспорт в Китай. И здесь, во-первых, остается проблема монопсонии, а во-вторых, по-прежнему неясно, насколько эти объемы окажутся востребованными на китайском рынке. Наконец, острым может быть и вопрос рентабельности с учетом окупаемости инвестиций в транспортные и добычные мощности», — резюмировал Белогорьев.

Лента новостей

Новости Ассоциации 23.09.2021

Роль газа в энергобалансе обсудят во время телемоста “Россия-Казахстан” 6 октября

Новости Ассоциации 22.09.2021

Президент Solar Turbines Том Пеллет выступит на ПМГФ-2021

ТЭК России 22.09.2021

До конца 2021 года в России должна быть запущена национальная система зеленого финансирования

Новости Ассоциации 20.09.2021

6 октября пройдет международная конференция «Российско-Казахстанское сотрудничество в газовой сфере»

Новости Ассоциации 18.09.2021

РКДС и Центр содействия развитию тюменской-казахстанской деловой дружбы «Западная Сибирь-Казахстан» подписали соглашение о сотрудничестве

Видео 17.09.2021

Михаил Смирнов прокомментировал в эфире РБК введение в ЕС программы “Зеленая сделка”

ТЭК России 17.09.2021

Опубликована архитектура программы Российской энергетической недели

Новости Ассоциации 16.09.2021

Преимущества мобильной компрессорной установки, разработанной в компании “ИНГК”, представили в Сочи

Новости Ассоциации 15.09.2021

Опыт участников “ЭнергоИнновации” в проектах СПГ представили на Тюменском нефтегазовом форуме

Новости Ассоциации 15.09.2021

Михаил Смирнов рассказал ярославцам о развитии мировой экономики в условиях изменений экологического законодательства

Новости Ассоциации 14.09.2021

Возможности мобильных компрессорных установок производства “ИНГК” представили на Тюменском нефтегазохимической форуме

Новости Ассоциации 14.09.2021

Михаил Смирнов высоко оценил экспортный потенциал гибридных электростанций на предприятии “Дизель” в Ярославской области