ТЭК России
Поможет ли демпфер сдержать рост цен на бензин
Рост оптовых цен на бензин и дизтопливо не приведет к сколько-нибудь существенному росту розничных. Как говорится в сообщении Министерства финансов РФ, удорожание топлива по итогам 2021 года не превысит инфляции.
“За счет действия демпфера наблюдающийся сейчас рост оптовых цен на топливо на бирже будет сглажен в течение месяца – двух. Это обеспечит стабильность цен для конечных потребителей. Ожидаем, что рост цен на топливо по итогам этого года не превысит уровня инфляции”, – отмечается в сообщении.
“Механизм демпфера уже показал свою эффективность в прошлые годы. В 2019-2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3%. Это были самые низкие показатели за последние несколько лет”, – указывает Минфин.
Ситуацию на топливном рынке также прокомментировал вице-премьер Александр Новак. “Рост цен на 92-й бензин в России в 2020 году составил около 2%. Это существенно ниже темпов инфляции. Причем в течение года наблюдались колебания оптовых цен, зависящих напрямую от мировой конъюнктуры нефтяного рынка, а также факторов спроса и предложения в моменте”, – отметил зампредседателя правительства.
“Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате действия этого механизма в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции”, – добавил Новак.
Параметры демпфера могут и изменить, чтобы сдержать цены на бензин
“Безусловно, розничные цены в текущем году не вырастут выше уровня инфляции, – сказал агентству ТАСС глава “Российского топливного союза” Евгений Аркуша. – Но, чтобы не допустить диспаритета оптовых и розничных цен на внутреннем рынке и не допустить разбалансировки спроса и предложения, от властей могут понадобиться шаги по изменению параметров демпфера”.
Цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет – одинаковую выгодность поставки топлива на внутренний или внешний рынок, пояснил эксперт. По его мнению, такие факторы как рост топливных акцизов с начала года на 4%, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, рост мировых цен на нефть, на фоне роста спроса на топливо ведут к росту оптовых цен.
“Выгода подталкивает нефтяников направлять больше топлива на экспорт или же сырья для его производства в виде нафты на экспорт”, – указал Аркуша. Задача регулятора как раз в том, чтобы не допустить разбалансировки внутреннего рынка. “С учетом того, что сейчас нефтяники платят отрицательный демпфер в бюджет, скорее всего, необходимо будет внести изменения в демпфирующий механизм”, – заключил глава “Российского топливного союза”.
Источник: Тэкноблог